вторник, 11 августа 2015 г.

Ранняя социализация: казнить нельзя помиловать



Подумать только! 30 лет назад даже термина такого наши родители не знали! А теперь вокруг этого явления такие дебаты, что многие политики позавидовали бы количеству запросов в поисковиках на такие словосочетания как «польза и вред ранней социализации», «когда можно начинать выходить с ребенком в свет/в ресторан/на развивающие занятия», «нужно ли грудничку общение» и т.д.

Пробуем разобраться вместе с Гордоном Ньюфелдом, доктором Лин Дэй, Сью Герхардт и другими специалистами.



Для наглядности

Этим летом я приехала с детьми к родителям в Новосибирск, звоню своей подружке детства и радостно говорю: «Слышала – ты недавно родила? Пойдем гулять с малышами! А потом в кафе на обед». В ответ получаю «Погулять – конечно, а вот в кафе … у меня еще совсем малыш, полугода не исполнилось еще….» Начинаю просматривать профили в соцсетях моих одноклассниц, вижу, что многие из них в этом году стали мамами, и вижу, что посты про первые «гости» или выход «в свет» действительно случаются у них после отмечания полугодовасия. А то и после года – раньше редко кого встретишь в общественных местах, мамы не вытаскивают своих грудничков из колясок, то ли боясь сглазов, то ли боясь вирусов, то ли еще чего… Мне так и не удалось понять.

Для сравнения

Как-то я гостила у подруги в Оксфорде – и она взяла нас с 6-месячной Стешей на встречу «клуба оксфордских мам». Я ужасно волновалась и была на тысячу процентов уверена, что уж мы точно будем самыми маленькими. Нет, нет и еще раз нет! Мы были не самые маленькие – раз, не были единственными не умеющими ползать и сидеть – два, ну а в чем мы взяли-таки «уникальность», так это в том, что это были первые Стешины встречи со сверстниками, не считая гостей с детьми дома: в Англии принято с рождения посещать занятия, а к 3 месяцам уже ходить на музыку для малышей.

А вот у обычной английской мамы грудничка 5 дней в неделю заняты – то это развивающие классы Baby Sensory, то бассейн, то встречи в церковном приходе, то посиделки с подружками в кафе. С детьми, разумеется.

«Воронка экспертных мнений»

Откуда эти полгода? Про «первый месяц никому не показывать» я слышала, про «до 40 дней» тоже, но полгода?... И почему так не говорят во Франции, например? Или в той же Англии? И чего боятся мамы в России?

У меня нет точного ответа на этот вопрос, могу только предположить, что это наша национальная традиция, культурная особенность. И мама, родив ребенка, сама не решает этот вопрос, а полагается на экспертов, коими выступают доктора, бабушки, общество, кто угодно – тот, кто является авторитетом.

Педиатры в России в один голос говорят про санитарию, вирусы, бактерии и прививки, неврологи – про стресс, который малыш может получить от пребывания в незнакомой обстановке. (К сравнению: в Великобритании развивающие занятия с рождения рекомендованы Королевским Педиатрическим Колледжем и педиатры сами направляют мамочек на такие занятия.)

Общество косо смотрит: «Ты же мать же ж, куда ж тебя все несет? Не нагулялась, что ли? Еще и ребенка тащит с собой…»

Государство говорит: «До 3 лет ребенку нужна только мама. ПОЭТОМУ мы обеспечиваем вам декретный отпуск до 3 лет. А в 3 получите место в детском саду».

Переводя Ньюфелда, в России делают акцент на том, что когда малыша разлучают с мамой, у него зашкаливает кортизол и малыш не может правильно развиваться. И почему-то именно такие статьи выскакивают в русских поисковиках при запросе на раннюю социализацию. А как насчет социализации вместе с мамой?

Еще недавно наткнулась на мнение канадского специалиста, который считает, что если ребенка до года мама выводит в общество, то он перестает понимать, кто его «близкий взрослый», что в будущем чревато тем, что родитель не будет являться авторитетом для собственного ребенка, в том числе, в подростковом возрасте. Опять же, то ли погрешности перевода, то ли попытка перевернуть с ног на голову теорию важности «близкого взрослого» (в которую я, в том числе, искренне верю) и поставить знак равенства между «ранней социализацией» и «оставлением малыша чужим тетям».

Как говорится, котлеты отдельно, мухи – отдельно. О близком взрослом, теории привязанности и нюансах адаптации я обязательно еще напишу. А пока на повестке дня – социализация, это, как минимум, не исключает наличие близкого взрослого, а даже наоборот!

Мне вообще кажется, что все это воронка экспертных мнений, в которую попадает каждая недавно родившая мамочка. Могу, конечно, ошибаться, но я точно в это «воронку» с первым ребенком угодила.


Никаких мнений. Только факты

Из всех факторов, которые оказывают влияние на общительность и социальность человека, на то, насколько уверенно человек держится в обществе, насколько комфортно чувствует себя в разных социальных ситуациях, только 13% являются генетическими. 87% - это так называемые средовые факторы. Это, кстати, подтверждается и отечественными исследованиями 1980-90-х гг., обнародованных только недавно.

К средовым факторам относятся и модель семьи, и образ жизни мамы с малышом, и  весь тот опыт, который получает ребенок в первые годы жизни. Чем больше малыш взаимодействует с другими детьми, тем больше разного опыта он получает и тем лучше формируется и развивается его «социальный мозг».

А вы знаете, что «социальный мозг» малыша начинает формироваться с самого рождения и его пик приходится на возраст от 9 до 18 месяцев. После этого его развитие уже в менее стремительном темпе продолжается до 3 лет, а дальше уже можно с уверенностью утверждать, что фундамент для социальности человека заложен. Это данные исследований …. И очень доступно описано у Сью Герхардт в книге «Как любовь формирует мозг ребенка».



Это моя Лиза в 2 месяца на очередном занятии Бейби Сенсори, рядом с ней – ее друг и ровесник Мика. Сейчас им обоим по 1,8 и они узнают друг друга при встречах и играют вместе. А мы дружим с мамой Мики Анечкой, с которой познакомились на занятияхJ

Таким образом, основываясь исключительно на фактах, мы видим, что первые годы развития ребенка являются крайне важными, с точки зрения развития навыков социализации у малыша, и эти навыки малыш получает от взаимодействия с другими малышами.

Зачем это нужно?

Приведу 5 причин социализировать грудничка. 3 причины – универсальные для всех и еще 2 – дополнительныеJ

1.     Уверенность в себе в любой ситуации.
Как отлично подметил доктор Ньюфелд, социализация - это нечто большее, чем просто умение хорошо ладить со сверстниками. Социализация включает в себя умение строить отношения с окружающими, оставаясь в то же время самим собой. Приходить в незнакомую компанию и чувствовать себя достойно и уверенно. Общаться с людьми разных возрастов, культур и с разными особенностями. Вести “короткие беседы” (small talks).  Уметь поддержать разговор на любую тему в любой ситуации с любым собеседником. Умение заводить друзей и знакомых и поддерживать отношения. Уверена – мы все хотим этого для своих детей! И чтобы это им легко давалось!
2.     Развитие мозга и потенциала ребенка. Тот опыт, который малыш получает от взаимодействия с другими детьми, бесценен! Тернер выдвинул предположение о том, что наша рациональность и способность к речи выросли из «нашей способности быть очень эмоциональными». С развитием эмоционального мозга мы становились все более эмоционально сложно устроенными, все больше альтернатив возникало в ходе взаимодействия с другими людьми. Что в свою очередь потребовало развития способности осознавать и обдумывать собственные эмоции, приведшей к развитию коры головного мозга, в частности ее префронтальной зоны. Таким образом, обеспечивая грудничку достаточно возможностей для общения с другими малышами, мы развиваем не только его навыки общения и взаимодействия с другими людьми, но и общее развитие мозга.
3.     Признание разных людей вокруг. Это и о разных моделях поведения, и о особенностях людей (физических, генетических, поведенческих  - любых). Умение воспринимать мир таким, какой он есть, не шарахаться от людей с другим цветом кожи, не впадать в ступор от кажущегося неадекватным поведения собеседника, быть в хорошем смысле «гражданином мира».
4.     Дополнительная причина для тех мам, которые работают над обеспечением ребенку образования в лучших ВУЗах мира: возможность открыть ребенку новые двери и возможности для поступления в лучшие учебные заведения. В 21 веке уже отнюдь не умение считать до 100 и не знание 3 языков определяют успешность и потенциал ребенка в 3 года. И в США и Европе детям уже не дают «логические тесты» на поступление в хорошие школы (из которых потом поступают в хорошие ВУЗы, в Йель, например), а получает широкое распространение практика play dates – «игровых свиданий», где психологи и педагоги смотрят, как ребенок играет с другим ребенком, как коммуницирует с ним, общается, знакомится. И именно эти навыки – навыки первичной социальности – являются решающим фактором для принятия ребенка в хороший садик или школу. Эта практика хорошо описана в книге «Приматы Парк Авеню» (Primates of Park Avenue, Wednesday Martin)- у кого будет возможность – почитайте!    


5.     Дополнительная причина для мам, которым, как и мне, нужен повод для того, чтобы нарядиться и почувствовать себя не только мамой: социализируя малыша, мы социализируемся и сами!

Звучит убедительно? По-моему, каждой отдельно взятой причины уже достаточно! Особенно – последнейJ

Что делать и куда бежать?

Готовы? Тогда надеваем платье, укладываем волосы и бежим на каблуках по всем кафе, ДК и паркам!! И не забываем ребенкаJ))

А если серьезно, то хочу предложить вам 5 способов социализации малыша с самого рождения.

1.     Имитация – первый инструмент социализации, один из ее первых этапов. Доказано, что младенцы познают социальные навыки через взаимодействие с другими людьми. Первые социальные сигналы включают визуальный контакт, улыбки, язык жестов. Поэтому эксперты в раннем развитии советуют практиковать язык жестов, повторение звуков животных в младенчестве и занятия музыкой. Про язык жестов напишу отдельно скоро в блог.

2.     Первые игры с малышом. Причинно-следственные механизмы социального поведения формально начнут развиваться у детей намного позже, ближе к 3-4 годам. Однако, механизмы первичной социализации и понимания первичных социальных явлений развиваются с рождения, чему активно способствуют такие игры, как:

·      «ку-ку» - набросьте на малыша прозрачный шифоновый шарфик и спросите «Где малыш (назовите его/ее имя?), затем снимите шарфик со словами «Вот малыш!»,  затем набросьте шарфик на себя и проделайте то же самое;
·      игры с зеркалом – играйте с малышом, то появляясь, то исчезая в зеркале.

Такие игры позволяют малышу понять, что объекты могут периодически исчезать из поля зрения, но это не повод для беспокойства – ведь они пропадают не навсегда! И даже мама!


Эти первые два пункта относились к «домашней подготовке к социализации». А теперь настало время поделиться советами для выведения малыша в свет.

3.    Модель семьи. Модель семьи – самый важный пример для малыша! Ходите в гости и приглашайте гостей с детьми к себе, устраивайте детские праздники дома и в разных новых местах вместе с другими родителями.
Любопытным является мнение некоторых экспертов в сфере раннего развития, что если «главным взрослым» чаще всего является мама, то папа – это чаще «второй взрослый» в жизни малыша. И если роль «главного взрослого» - это обеспечение базовых потребностей и комфорта, то роль «второго взрослого» - это как раз знакомство с окружающим миром и обществом.

4.     Очень здорово водить ребенка в группы по раннему развитию.
Кто еще сомневается – есть ли такие  - советую присмотреться к Бейби Сенсори и послушать отзывы мам из самой первой группы (кстати, мы с Лизой там тоже естьJ) В последнее время развивается хорошая практика концертов живой музыки для малышей.







5.     Берите малыша в поездки, на пикники, в парки летом! Конечно, не стоит доходить до фанатизма – в бар с подружкой можно пойти и без ребенка, но вот пообедать с сестрой и племянниками – почему бы и нет?!

Если вы любите правила так, как люблю их я, то заведите себе правило: раз в неделю минимум выходить куда-то, где ребенок может поиграть, пообщаться, провести время с другими детьми, и лучше, чтобы каждую неделю это были разные дети. Часа будет вполне достаточно для начала, а потом вы втянетесь!:)


Может, все-таки подождать …. пока пойдет/пока заговорит/когда исполнится три года?

Для тех, у кого возник такой вопрос, у меня две новости.

Одна хорошая – подождать можно. Ничего катастрофического не произойдет. Благо, наш мозг устроен так, что после трех еще не поздно и нейронные связи все равно формируются.

Вторая новость не такая хорошая – после трех лет действительно начинается совершенно другой процесс в мозгу и для восприятия того же самого объема информации мозгу требуется больше усилий. Поэтому мое мнение – что  упускать время не стоит, к тому же – это такой кайф– везде ходить с малышами и наблюдать, как они общаются со сверстниками!