Источник фото: www.metrokids.com
На прошлой неделе c сестрой Натальи Водяновой Оксаной произошел весьма неприятный инцидент: девочку выгнали из ресторана, объяснив ее маме, что такие, как она, отпугивают посетителей. История крайне неприятная и мне очень жаль Оксану и ее маму, но кое-что во всем этом меня и порадовало...
А порадовало ровно то, что наше общество сегодня уже признает
дикость такого поведения и уже говорит о равных правах людей с особенностями и
без. Моя лента в Фейсбуке взорвалась эмоциями на тему произошедшего и до сих пор негодует. Это говорит о том, что мы уже - не те, что были 30 лет назад.
Об инклюзивности, детях и о том, что может сделать каждый из нас для развития по-настоящему инклюзивного общеста, читайте далее
Эволюция
30 лет назад такого еще не было. Мое первое знание о том,
что есть люди «не такие, как все» появилось от моей мамы, которая с детства
рассказывала мне историю моего появления на свет, в которой постоянно
фигурировала фраза: «И тут я попросила у акушерки очки, не попросила –
потребовала! Потому что если бы ты родилась с синдромом Дауна, я бы сразу
написала отказ, чтобы даже не прикладывать к груди и не привыкать к тебе».
Оставим за кадром – зачем такое рассказывать ребенку (и как это потом отразится
на психике этого ребенка, который вместо безусловной любви родителей постоянно
благодарит обстоятельства и понимает, что даже своим родным он должен всю жизнь
что-то доказывать, чтоб его любили и не бросили), мама есть мама, я не критикую ее и очень ее
люблю, хотя в отношении к особенным детям наши взгляды расходятся. Но факт
остается фактом – все свое детство в Новосибирске я росла в среде, в которой не
видела детей с особенностями, лишь один парнишка с СД иногда мне встречался,
гуляющий все время со своей поседевшей грустной мамой, поодаль от других детей
в лесу.
16 лет назад я приехала в Москву, то была очень
удивлена, увидев на нем курсе парнишку с выраженными физическими отличиями
(парнишка, к слову, сейчас счастливо женат и успешен в карьере юриста), увидев
людей в инвалидных креслах на концертах классической музыки, увидев пешеходные переходы, адаптированные
для слепых. Этого было не так много, но по сравнению с Новосибирском, в котором
особенный ребенок в семье отождествлялся с приговором «жить взаперти, никого не
видеть и никому не показываться», это, безусловно был прорыв.
Каково же было мое удивление, когда я впервые выехала в
Европу и США. Я увидела вообще другой мир с совершенно другими ценностями и
стандартами. «Наверное, у них другие законы,» - подумала я тогда.
Эксклюзив на инклюзив?
А оказалось, что дело вовсе не в законах. И не в специальной
инфраструктуре (хотя она, безусловно, имеет значение!). Дело в головах людей,
как обычно, и в наличии информации.
И когда мы с моей подругой открывали СитиКидс, Ира
предложила сделать семейный центр инклюзивным. «Как здорово!
Благотворительность, - сказала ей я, - и
у нас будут отдельные бесплатные занятия для таких детей, можно будет даже
сделать отдельную игровую комнату для инвалидов.» «Нет, ты не поняла меня, -
сказала Ира, - давай сделаем центр доступным для всех всегда, чтобы все дети
играли вместе. И да – он будет платным и стоить будет одинаково для всех». А Ира как раз
училась в Англии и познакомила меня с понятием инклюзии, настоящей инклюзией
по-европейски.
И с легкой Ириной руки мы записали в «Основные ценности»
ценность «Инклюзивность» и стали позиционировать СитиКидс как эксклюзивный
проект, – не побоюсь этого факта – первый в России для детей с самого рождения и
до 7 лет.
Пришлось ли делать отдельное помещение? – Нет.
Пришлось ли нанимать специальный персонал? – Нет.
Что пришлось сделать? – Много и долго рассказывать всем
клиентам ровно то, что рассказывала мне Ира. Про то, что дети не видят разницы,
про то, что до «образовательно-обучающего» периода в жизни им не нужны
«специально обученные педагоги и методические материалы» (в Англии, к слову,
все педагоги после получения единого педагогического образования могут работать
с любыми детьми). Много и долго рассказывать и собственным примером показывать.
Что из этого вышло?
2013 год – задуманный изначально как инклюзивный Хэллоуин,
проведенный совместно с фондом Даунсайд Ап, был Хэллоуином для детей с СД плюс
там были наши собственные дети. Так решили и мамы детей фонда Даунсайд Ап,
которые не хотели взглядов других мам. А мамы детей без СД в то время были
против того, чтобы их дети даже подходили к особенным детям. Праздник был
прекрасен, однако никто из детей Фонда не вернулся к нам на занятия.
2014 год – мы провели ряд собственных мероприятий для детей
с особенностями в развитии и наблюдали эволюцию от «благотворительного» в
сторону «инклюзивного». В середине года
в наших группах Бейби Сенсори появились дети с особенностями, которые стали
посещать центр на постоянной основе.
2015 год – дети с особенностями в развитии посещают как
занятия в группах Бейби Сенсори, так и другие занятия, а еще мини-сад и летний
лагерь, в нашем центре на Юго-Западе билеты на подчеркнуто инклюзивные
мероприятия расходятся намного быстрее, чем «просто на мероприятия».
Вот так, маленькими шагами, но мы движемся к инклюзивному
обществу. И чтобы пришли мы туда быстрее, чем еще через 30 лет, я предлагаю
всем мамам – абсолютно не важно, мамой какого ребенка вы являетесь, -
проникнуться следующими идеями и хотя бы раз в месяц реализовывать хотя бы одну
из них.
5 маленьких шагов,
которые может сделать каждый родитель на пути к инклюзивному обществу
1.
Образовывайтесь сами. То, как мы относимся к ситуации, и ляжет в
основу понимания мира ваших детей. Поэтому читайте больше (благо, есть Интернет), узнавайте, избавляйте себя от безграмотности, которая особенно присуща нашему обществу в этих вопросах. Несколько попыток - и вы уже узнаете, что ДЦП - это не заразно, дети с СД не обладают никакой сверхсилой, которая может покалечить другого, а дети с аутичными чертами нередко обладают потрясающими способностями к самовыражению через творчество.
Соня Шаталова, девочка с аутизмом, пишущая
чудесные стихи, адресовала вот эти строки своей маме
«Почему ты порой так печальна,
Так прекрасно задумчив твой лик?..
Ты такой не была изначально,
И в улыбке был солнышка блик…»
Дети все чувствуют, они воспринимают мир через нас, поэтому
как мама относится к особенностям своего или других детей - так и ее ребенок будет воспринимать их.
Если мама особенного ребенка не стесняется и не боится
играть с другими детьми, то это будет только в плюс ребенку.
Если мама ребенка без особенностей (а такие бывают?) инициирует
общение с разными детками, то и ребенок привыкнет общаться с разными детьми.
2.
Читайте детям книжки про особенных детей,
показывайте мультфильмы, покупайте разные куклы
За ближайшие пару лет вышли три прекрасные книги для малышей
Ставьте детям мультики про
особенных существ, не обязательно про детей с особенностями! Чебурашка ведь
тоже не такой, как всеJ
Но все его полюбили за его добрый нрав!
Еще из мультфильмов про особенных
детей, которые подходят для самых маленьких детей:
Покупайте детям разные куклы. Куклы
тоже могут носить очки, иметь разного цвета кожу и волосы, быть разного роста,
и будет здорово, если малыш на примере домашних игрушек будет привыкать к тому,
что все разные и каждый по-своему красив и прекрасен.
А вы знали о проекте Конни Феда из
Питтсбурга, которая создала серию кукол с синдромом Дауна?
3.
Посещайте инклюзивные мероприятия. Не «Дни инвалида»
и не благотворительные ярмарки «в пользу больных», а настоящие инклюзивные
праздники, на которых веселятся и радуются разные люди. Такие есть в каждом
городе, нужно просто поискать.
4.
Воспитывайте в себе правильную культуру и
правильные чувства. Инклюзия – это равные возможности. Это не скидки и «группы
для инвалидов». Это не «жалость и состарадание со слезами на глазах». Это не о том, что особенный человек не может делать. Это о том, что он может! И о том, что сможет через какое-то время! Особенный статус не предполагает особенного отношения, он
предполагает предоставление равных возможностей и восприятие всех людей исходя из одинаковых, человеческих ценностей. Это проще, чем мы думаем, правда.
5.
Говорите об этом в семье. Регулярно. За ужинами.
Не только применимо к особенным людям, а, в том числе, к людям другой
национальности, веры и цвета кожи, о разных отличительных чертах разных людей.
Просто задумайтесь…
- Дети не видят разницы. Дети хотят играть с другими детьми, дружить и радоваться общению;
- Каждый ребенок, как и каждый человек, имеет уникальные способности и отличительные черты (это, кстати, закреплено Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями);
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый ребенок, как и каждый человек, способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение;
- Все дети, все люди нуждаются друг в друге;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни любого человека;
- Ребенку необходимо играть с другими детьми, и чем с большим количеством, тем лучше!
Просто задумайтесь – насколько все
они равны и на самом деле нуждаются друг в друге!
Личный опыт
Моей старшей дочке Стеше 4 года. Она уже много чего понимает и видит ,
задает самые разные вопросы и много чем интересуется. В этом году к ним в
группу на занятия пришел мальчик с ихтиозом. Знаете, что сказала моя Стеша
вечером? «Мама, у нас новенький мальчик. Помнишь, мы с тобой видели людей с
темной кожей?! Так вот – у него красная кожа! Красная-красная, как мое платье,
так красиво! Он очень веселый – мы
подружились». Через какое-то время Стеша разрисовала себя красной краской или
моей помадой (уже не поймешь), чтобы быть такой же красивой, как ее новый друг.
Комментариев нет:
Отправить комментарий