понедельник, 17 августа 2015 г.

All inclusive?


     Источник фото: www.metrokids.com 

На прошлой неделе c сестрой Натальи Водяновой Оксаной произошел весьма неприятный инцидент: девочку выгнали из ресторана, объяснив ее маме, что такие, как она, отпугивают посетителей. История крайне неприятная и мне очень жаль Оксану и ее маму, но кое-что во всем этом меня и порадовало...

А порадовало ровно то, что наше общество сегодня уже признает дикость такого поведения и уже говорит о равных правах людей с особенностями и без. Моя лента в Фейсбуке взорвалась эмоциями на тему произошедшего и до сих пор негодует. Это говорит о том, что мы уже - не те, что были 30 лет назад.

Об инклюзивности, детях и о том, что может сделать каждый из нас для развития по-настоящему инклюзивного общеста, читайте далее


Эволюция

30 лет назад такого еще не было. Мое первое знание о том, что есть люди «не такие, как все» появилось от моей мамы, которая с детства рассказывала мне историю моего появления на свет, в которой постоянно фигурировала фраза: «И тут я попросила у акушерки очки, не попросила – потребовала! Потому что если бы ты родилась с синдромом Дауна, я бы сразу написала отказ, чтобы даже не прикладывать к груди и не привыкать к тебе». Оставим за кадром – зачем такое рассказывать ребенку (и как это потом отразится на психике этого ребенка, который вместо безусловной любви родителей постоянно благодарит обстоятельства и понимает, что даже своим родным он должен всю жизнь что-то доказывать, чтоб его любили и не бросили), мама есть мама, я не критикую ее и очень ее люблю, хотя в отношении к особенным детям наши взгляды расходятся. Но факт остается фактом – все свое детство в Новосибирске я росла в среде, в которой не видела детей с особенностями, лишь один парнишка с СД иногда мне встречался, гуляющий все время со своей поседевшей грустной мамой, поодаль от других детей в лесу.

16 лет назад я приехала в Москву, то была очень удивлена, увидев на нем курсе парнишку с выраженными физическими отличиями (парнишка, к слову, сейчас счастливо женат и успешен в карьере юриста), увидев людей в инвалидных креслах на концертах классической музыки,  увидев пешеходные переходы, адаптированные для слепых. Этого было не так много, но по сравнению с Новосибирском, в котором особенный ребенок в семье отождествлялся с приговором «жить взаперти, никого не видеть и никому не показываться», это, безусловно был прорыв.

Каково же было мое удивление, когда я впервые выехала в Европу и США. Я увидела вообще другой мир с совершенно другими ценностями и стандартами. «Наверное, у них другие законы,» - подумала я тогда.

Эксклюзив на инклюзив?

А оказалось, что дело вовсе не в законах. И не в специальной инфраструктуре (хотя она, безусловно, имеет значение!). Дело в головах людей, как обычно, и в наличии информации.
И когда мы с моей подругой открывали СитиКидс, Ира предложила сделать семейный центр инклюзивным. «Как здорово! Благотворительность,  - сказала ей я, - и у нас будут отдельные бесплатные занятия для таких детей, можно будет даже сделать отдельную игровую комнату для инвалидов.» «Нет, ты не поняла меня, - сказала Ира, - давай сделаем центр доступным для всех всегда, чтобы все дети играли вместе. И да – он будет платным и стоить будет одинаково для всех». А Ира как раз училась в Англии и познакомила меня с понятием инклюзии, настоящей инклюзией по-европейски.

И с легкой Ириной руки мы записали в «Основные ценности» ценность «Инклюзивность» и стали позиционировать СитиКидс как эксклюзивный проект, – не побоюсь этого факта – первый в России для детей с самого рождения и до 7 лет.

Пришлось ли делать отдельное помещение? – Нет.
Пришлось ли нанимать специальный персонал? – Нет.
Что пришлось сделать? – Много и долго рассказывать всем клиентам ровно то, что рассказывала мне Ира. Про то, что дети не видят разницы, про то, что до «образовательно-обучающего» периода в жизни им не нужны «специально обученные педагоги и методические материалы» (в Англии, к слову, все педагоги после получения единого педагогического образования могут работать с любыми детьми). Много и долго рассказывать и собственным примером показывать.
Что из этого вышло?
2013 год – задуманный изначально как инклюзивный Хэллоуин, проведенный совместно с фондом Даунсайд Ап, был Хэллоуином для детей с СД плюс там были наши собственные дети. Так решили и мамы детей фонда Даунсайд Ап, которые не хотели взглядов других мам. А мамы детей без СД в то время были против того, чтобы их дети даже подходили к особенным детям. Праздник был прекрасен, однако никто из детей Фонда не вернулся к нам на занятия.
2014 год – мы провели ряд собственных мероприятий для детей с особенностями в развитии и наблюдали эволюцию от «благотворительного» в сторону «инклюзивного».  В середине года в наших группах Бейби Сенсори появились дети с особенностями, которые стали посещать центр на постоянной основе. 
2015 год – дети с особенностями в развитии посещают как занятия в группах Бейби Сенсори, так и другие занятия, а еще мини-сад и летний лагерь, в нашем центре на Юго-Западе билеты на подчеркнуто инклюзивные мероприятия расходятся намного быстрее, чем «просто на мероприятия».

Вот так, маленькими шагами, но мы движемся к инклюзивному обществу. И чтобы пришли мы туда быстрее, чем еще через 30 лет, я предлагаю всем мамам – абсолютно не важно, мамой какого ребенка вы являетесь, - проникнуться следующими идеями и хотя бы раз в месяц реализовывать хотя бы одну из них.

5 маленьких шагов, которые может сделать каждый родитель на пути к инклюзивному обществу

1.     Образовывайтесь сами. То, как мы относимся к ситуации, и ляжет в основу понимания мира ваших детей. Поэтому читайте больше (благо, есть Интернет), узнавайте, избавляйте себя от безграмотности, которая особенно присуща нашему обществу в этих вопросах. Несколько попыток - и вы уже узнаете, что ДЦП - это не заразно, дети с СД не обладают никакой сверхсилой, которая может покалечить другого, а дети с аутичными чертами нередко обладают потрясающими способностями к самовыражению через творчество.

Соня Шаталова, девочка с аутизмом, пишущая чудесные стихи, адресовала вот эти строки своей маме

«Почему ты порой так печальна,
Так прекрасно задумчив твой лик?..
Ты такой не была изначально,
И в улыбке был солнышка блик…»

Дети все чувствуют, они воспринимают мир через нас, поэтому как мама относится к особенностям своего или других детей  - так и ее ребенок будет воспринимать их.
Если мама особенного ребенка не стесняется и не боится играть с другими детьми, то это будет только в плюс ребенку.
Если мама ребенка без особенностей (а такие бывают?) инициирует общение с разными детками, то и ребенок привыкнет общаться с разными детьми.

2.     Читайте детям книжки про особенных детей, показывайте мультфильмы, покупайте разные куклы

За ближайшие пару лет вышли три прекрасные книги для малышей

«Планета Вилли»  - моя любимая, очень добрая и пробуждающая правильные чувства

Ставьте детям мультики про особенных существ, не обязательно про детей с особенностями! Чебурашка ведь тоже не такой, как всеJ Но все его полюбили за его добрый нрав!

Еще из мультфильмов про особенных детей, которые подходят для самых маленьких детей:
·      «Аккуратная история» от фонда «Дети Бэла»



Покупайте детям разные куклы. Куклы тоже могут носить очки, иметь разного цвета кожу и волосы, быть разного роста, и будет здорово, если малыш на примере домашних игрушек будет привыкать к тому, что все разные и каждый по-своему красив и прекрасен.

А вы знали о проекте Конни Феда из Питтсбурга, которая создала серию кукол с синдромом Дауна?



3.     Посещайте инклюзивные мероприятия. Не «Дни инвалида» и не благотворительные ярмарки «в пользу больных», а настоящие инклюзивные праздники, на которых веселятся и радуются разные люди. Такие есть в каждом городе, нужно просто поискать.

4.     Воспитывайте в себе правильную культуру и правильные чувства. Инклюзия – это равные возможности. Это не скидки и «группы для инвалидов». Это не «жалость и состарадание со слезами на глазах». Это не о том, что особенный человек не может делать. Это о том, что он может! И о том, что сможет через какое-то время! Особенный статус не предполагает особенного отношения, он предполагает предоставление равных возможностей и восприятие всех людей исходя из одинаковых, человеческих ценностей. Это проще, чем мы думаем, правда.

5.     Говорите об этом в семье. Регулярно. За ужинами. Не только применимо к особенным людям, а, в том числе, к людям другой национальности, веры и цвета кожи, о разных отличительных чертах разных людей.

Просто задумайтесь…

  •  Дети не видят разницы. Дети хотят играть с другими детьми, дружить и радоваться общению;
  • Каждый ребенок, как и каждый человек, имеет уникальные способности и отличительные черты (это, кстати, закреплено Саламанской декларации о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями);
  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый ребенок, как и каждый человек, способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение;
  • Все дети, все люди нуждаются друг в друге;
  •  Разнообразие усиливает все стороны жизни любого человека;
  • Ребенку необходимо играть с другими детьми, и чем с большим количеством, тем лучше!


Просто задумайтесь – насколько все они равны и на самом деле нуждаются друг в друге!

Личный опыт

Моей старшей дочке Стеше 4 года. Она уже много чего понимает и видит , задает самые разные вопросы и много чем интересуется. В этом году к ним в группу на занятия пришел мальчик с ихтиозом. Знаете, что сказала моя Стеша вечером? «Мама, у нас новенький мальчик. Помнишь, мы с тобой видели людей с темной кожей?! Так вот – у него красная кожа! Красная-красная, как мое платье, так красиво!  Он очень веселый – мы подружились». Через какое-то время Стеша разрисовала себя красной краской или моей помадой (уже не поймешь), чтобы быть такой же красивой, как ее новый друг.