среда, 18 января 2017 г.

10 наблюдений за русскими и европейскими детьми: про развитие и воспитание, культурные особенности и вещи "на подумать".

Сразу оговорюсь: я считаю себя патриоткой. Я без ума от русских берёз, от рек, от неба, которое именно над головой в любом уголке страны, от такой яркой и красивой сезонности, от богатой культуры и интересной истории. Я очень люблю своих русских друзей и мне интересно жить в России, работать здесь и делать что-то глобальное для счастья нашей страны.

НО. Всякий раз, возвращаясь из Европы (именно из Европы, не просто с экзотических островов или из США даже), я чувствую невыносимую грусть от слишком сильного контраста России и Европы в одной из сфер жизни.

Я уже много писала и про удобство для жизни в мелочах (например, в местах паркинга "для семей с 2 и более детьми" - да, это когда ты должен открыть ДВЕ задние двери, причем на полную, чтобы вытащить детей из кресел, - эти места в Европе на большинстве публичных парковок); про умение западных мужчин делать комплименты (ей Богу, их, судя по всему, учат этому как дисциплине); про отношение общества к пожилым людям, к людям с особенностями.

В этот раз наблюдения касались детей. И в рамках лыжной школы, и в ресторанах, и просто в курортном городке в горах.

Еще одна оговорка: не все русские дети развиты и ведут себя так, как описано, равно как и не все европейские дети развиты и ведут себя так, как описано. Исключения есть и там, и там, да и выборка не такая, чтобы делать выводы. Собственно, поэтому это не выводы, а наблюдения:-)

Первое и последнее наблюдения - плюсик русским родителям и русской системе, восемь между ними - увы, не в нашу с вами пользу.

(P.S. Фото моих детей - с их согласия:))


1. Внешний вид. По внешнему виду практически всегда можно сказать - русский ребёнок или нет. Дети русских всегда одеты чисто, аккуратно, стильно и в меру модно. Действительно, приятно посмотреть: девочки всегда с красиво заплетенными косичками, туфельки в тон наряду, колготки-платьица; мальчики тоже отличаются правильно подобранным гардеробом - в общем, браво! Да, конечно, есть и крайности вроде жилетов из песца на первоклашках, но крайности мы договорились не брать во внимание:-)   Умоляю, научите и меня уже кто-нибудь плести что-то сложнее "колоска"!                                                                                                                                                                                      











2. Физическое развитие. Парадоксально, но в стране олимпийских чемпионов дети менее развиты физически, чем в Европе. Я наблюдала за разными возрастными группами: и 1-3, и 5-6, и школьниками. Баланс, координация, выносливость, сила - все ключевые показатели физического развития во всех возрастных группах у русских детей сильно проседают в сравнении с европейскими. С чем такое может быть связано? - Возможно, как раз с тем, что мы недостаточно времени уделяем физической активности на ключевых этапах развития соответствующих отделов мозга (напомню, для мозжечка это первый и особенно важный второй годы жизни, когда, в том числе, образуются клетки Пуркинье), ну и дальше тоже ... Все иностранцы в один голос говорят о том, что в России недостаточно разнообразные playgrounds в детских учреждениях, что отсутствуют baby gyms. 




Недавно я встречалась с англичанами, которые хотят открыть детский сад в Москве, так у них один из "трёх китов" - это наличие БОЛЬШОГО количества места для бассейна, футбольного поля, спортзала с детскими тренажерами и 2-3 разными по назначению спортивно-игровыми площадками ещё и на открытом воздухе. Нечего предложить - только строить:-) А с поступлением в школу родители и вовсе в большинстве своём предпочитают "сидяче-интеллектуальные" дополнительные занятия для детей в дополнение к сидяче-интеллектуальной школе. 

3. Социальное и асоциальное поведение. Тяжело вовлекаются наши дети в "дворовые" игры, крайне редко инициируют их сами и ещё реже вовлекают в игру других. Языковой барьер? Не думаю: многие русские дети ходят в английские сады/школы, а большинство иностранных и "привет" по-русски не знают. Это не мешает вторым подбегать к первым с широченной беззубой улыбкой и звонким let's play together!, а первым - жаться в ответ. Думаю, уже все знают, что лишь 13% социальных навыков - это гены и наследственность, а остальные 87% - это то, что заложено и выращено? Не забывайте, что "первичные" социальные навыки формируются лишь в первые 18 месяцев (позже эта часть мозга в принципе не развивается в жизни), а время для развития не первичных, но базовых, - это время до школы. Ну и небольшая часть может быть при желании "сделана" до 11-12 лет. НЕ берите репетиторов! Индивидуальных занятий! Частных уроков! Отводите детей в группы. НАМНОГО важнее уметь общаться с разными людьми в принципе, чем знать английский и французский после частных гувернеров.


4. Взгляд. Чрезмерная грустно-серьезная взрослость во взгляде прослеживается у подавляющего большинства наших детей 5+. Такое впечатление, что первоклашки - это уже не дети, а какие-то маленькие взрослые. С айфонами в маленьких ручках, пятью медалями за "достигнутые победы на радость/для галочки родителям" на тоненьких шейках и какими-то недетскими мыслями в светлых и юных головках. Не знаю, с чем связано. Давайте стараться подольше сохранить в наших детях детскость в хорошем ее понимании! С верой в добро, чудо и Деда Мороза!













5. Взаимопомощь детям. Отсутствие умения общаться с младшими и старшими - отличительная черта наших детей. К сожалению. Вот вам и "широкая русская душа"… Плачет малыш - наши более старшие дети лишь оглядываются "эй, кто там так ревет?…", европейские - идут и берут за руку. Достигается это двумя лишь путями: либо большой семьёй с кучей детей, либо регулярным посещением разновозрастных групп. "Разновозрастные группы" и регулярное ищ посещение - это не "дни рождения детей друзей родителей 10-15 раз в году", не фантазируйте. Это именно регулярное пребывание в одной и той же среде разных по возрасту детей. 









6. Контакт с близким взрослым. После тренинга Ньюфелда я считаю, что его книгу надо давать читать родившим мамам перед тем, как давать им ребенка. Утрирую, конечно, но … "Мама, я сегодня упал всего три раза", "Папа, я сегодня не баловалась и не плакала" - это фразы русских детей, которые я слышала изо дня в день, забирая своих. И европейские дети: "Мне было так весело сегодня!", "А как ты покаталась, мамочка?", "Я ел снег воооон на той горе! и так соскучился по тебе". Откуда в наших детях это постоянное стремление "доказать" нам же свою хорошесть?! Откуда эта странная и, из моего личного опыта, в будущем сильно не полезная для жизни история "вечно всем доказывать свое право на жизнь и на счастье"? Неужели любовь - даже близкого взрослого - надо именно заслуживать и оправдывать?… Радует, что со "вторым взрослым " (папой/бабушкой) контакт у наших детей хороший, но вот с первым взрослым (коим не всегда, но чаще всего является все же мама) именно вот такой…. 

Я до сих пор в переосмыслении моей собственной модели отношений с детьми после этого наблюдения. Ньюфелда всем. Читать и снова перечитывать.

7. Соревновательный дух или же сравнение с другими? Здесь тонкая грань. С одной стороны, классно воспитывать в детях волю к победе и желание в каких-то сферах быть лучше. С другой стороны, здесь есть ряд нюансов. Во-первых, такие стремления до 7-8 лет в детях культивировать не только не полезно, но и вредно: до этого возраста намного важнее научиться радоваться за других и взаимодействовать с другими за одно общее дело, за один результат, а не соревноваться. Во-вторых, даже после 7-8 лет это НЕ должны быть сферы, где ребенок НЕ своими усилиями становится первым или не первым: это не должно быть из серии "а-а-а, у Маши волосы длиннее, чем у меня, и заколочек у нее больше, да и туфельки красивее". В-третьих, если хотите заложить ПРАВИЛЬНЫЕ соревновательные стремления в детях, чтобы не в ущерб самооценке и уверенности в себе и своих возможностях, начинайте соревнования с самими собой

8. Навыки общения со взрослыми. Ничего, кроме "Здравствуйте, тетя Наташа, меня зовут Маша", я от русских детей не слышала. А вот французские, английские, австралийские дети просто так подбегали и спрашивали у меня, как я покаталась, видела ли туман, куда мы идем сегодня ужинать, где мы живем в России, рассказывали о себе и о своих же родителях. Я недавно была на встрече с основателями школы Летово - вот там очень подробно объяснялось, зачем это надо и чем это достигается: школьном возрасте, путем организации правильной внеурочной среды и внеурочных активностей в рамках школы. 



9. Реакция на неудачи и падения. Наши дети расстраиваются, проверяют, не порвали ли чего (вдруг, накажут?!), переживают, кто что подумает. Европейские - упал, встал, поехал дальше. Максимум - попросят помощи. Чего наши дети, кстати, тоже делать не умеют. Не только помогать, но и просить. Да и мы - взрослые - не умеем ни признавать где-то свои слабости и неудачи, ни просить о помощи. 














10. Глубина познаний в тонкостях приготовления и потребления пищи. Русские дети лучше разбираются в еде - факт! Чем фетуччини отличаются от тальятелле наши пупсы знают с рождения;)) Знают про свои аллергии, про глютен, про то, что еда в их отеле/шале вкуснее, чем наггетсы и фри в лыжной школе:) Это, пожалуй, самое милое наблюдение.