Подумать только! 30 лет назад даже термина такого наши
родители не знали! А теперь вокруг этого явления такие дебаты, что многие
политики позавидовали бы количеству запросов в поисковиках на такие
словосочетания как «польза и вред ранней социализации», «когда можно начинать
выходить с ребенком в свет/в ресторан/на развивающие занятия», «нужно ли
грудничку общение» и т.д.
Пробуем разобраться вместе с Гордоном Ньюфелдом, доктором Лин Дэй, Сью Герхардт и другими специалистами.
Для наглядности
Этим летом я приехала с детьми к родителям в Новосибирск,
звоню своей подружке детства и радостно говорю: «Слышала – ты недавно родила? Пойдем
гулять с малышами! А потом в кафе на обед». В ответ получаю «Погулять –
конечно, а вот в кафе … у меня еще совсем малыш, полугода не исполнилось еще….»
Начинаю просматривать профили в соцсетях моих одноклассниц, вижу, что многие из
них в этом году стали мамами, и вижу, что посты про первые «гости» или выход «в
свет» действительно случаются у них после отмечания полугодовасия. А то и после
года – раньше редко кого встретишь в общественных местах, мамы не вытаскивают
своих грудничков из колясок, то ли боясь сглазов, то ли боясь вирусов, то ли
еще чего… Мне так и не удалось понять.
Для сравнения
Как-то я гостила у подруги в Оксфорде – и она взяла нас с
6-месячной Стешей на встречу «клуба оксфордских мам». Я ужасно волновалась и
была на тысячу процентов уверена, что уж мы точно будем самыми маленькими. Нет,
нет и еще раз нет! Мы были не самые маленькие – раз, не были единственными не
умеющими ползать и сидеть – два, ну а в чем мы взяли-таки «уникальность», так
это в том, что это были первые Стешины встречи со сверстниками, не считая
гостей с детьми дома: в Англии принято с рождения посещать занятия, а к 3
месяцам уже ходить на музыку для малышей.
А вот у обычной английской мамы грудничка 5 дней в неделю
заняты – то это развивающие классы Baby Sensory, то бассейн, то встречи в церковном приходе, то
посиделки с подружками в кафе. С детьми, разумеется.
«Воронка экспертных
мнений»
Откуда эти полгода? Про «первый месяц никому не показывать»
я слышала, про «до 40 дней» тоже, но полгода?... И почему так не говорят во
Франции, например? Или в той же Англии? И чего боятся мамы в России?
У меня нет точного ответа на этот вопрос, могу только
предположить, что это наша национальная традиция, культурная особенность. И
мама, родив ребенка, сама не решает этот вопрос, а полагается на экспертов,
коими выступают доктора, бабушки, общество, кто угодно – тот, кто является
авторитетом.
Педиатры в России в один голос говорят про санитарию,
вирусы, бактерии и прививки, неврологи – про стресс, который малыш может
получить от пребывания в незнакомой обстановке. (К сравнению: в Великобритании
развивающие занятия с рождения рекомендованы Королевским Педиатрическим
Колледжем и педиатры сами направляют мамочек на такие занятия.)
Общество косо смотрит: «Ты же мать же ж, куда ж тебя все
несет? Не нагулялась, что ли? Еще и ребенка тащит с собой…»
Государство говорит: «До 3 лет ребенку нужна только мама. ПОЭТОМУ
мы обеспечиваем вам декретный отпуск до 3 лет. А в 3 получите место в детском
саду».
Переводя Ньюфелда, в России делают акцент на том, что когда
малыша разлучают с мамой, у него зашкаливает кортизол и малыш не может
правильно развиваться. И почему-то именно такие статьи выскакивают в русских
поисковиках при запросе на раннюю социализацию. А как насчет социализации
вместе с мамой?
Еще недавно наткнулась на мнение канадского специалиста,
который считает, что если ребенка до года мама выводит в общество, то он
перестает понимать, кто его «близкий взрослый», что в будущем чревато тем, что
родитель не будет являться авторитетом для собственного ребенка, в том числе, в
подростковом возрасте. Опять же, то ли погрешности перевода, то ли попытка
перевернуть с ног на голову теорию важности «близкого взрослого» (в которую я,
в том числе, искренне верю) и поставить знак равенства между «ранней
социализацией» и «оставлением малыша чужим тетям».
Как говорится, котлеты отдельно, мухи – отдельно. О близком
взрослом, теории привязанности и нюансах адаптации я обязательно еще напишу. А
пока на повестке дня – социализация, это, как минимум, не исключает наличие
близкого взрослого, а даже наоборот!
Мне вообще кажется, что все это воронка экспертных мнений, в
которую попадает каждая недавно родившая мамочка. Могу, конечно, ошибаться, но
я точно в это «воронку» с первым ребенком угодила.
Никаких мнений.
Только факты
Из всех факторов, которые оказывают влияние на общительность
и социальность человека, на то, насколько уверенно человек держится в обществе,
насколько комфортно чувствует себя в разных социальных ситуациях, только 13%
являются генетическими. 87% - это
так называемые средовые факторы. Это,
кстати, подтверждается и отечественными исследованиями 1980-90-х гг.,
обнародованных только недавно.
К средовым факторам относятся и модель семьи, и образ жизни мамы
с малышом, и весь тот опыт, который
получает ребенок в первые годы жизни. Чем больше малыш взаимодействует с
другими детьми, тем больше разного опыта он получает и тем лучше формируется и
развивается его «социальный мозг».
А вы знаете, что «социальный мозг» малыша начинает
формироваться с самого рождения и его пик приходится на возраст от 9 до 18 месяцев. После этого его
развитие уже в менее стремительном темпе продолжается до 3 лет, а дальше уже можно с уверенностью утверждать, что
фундамент для социальности человека заложен. Это данные исследований …. И очень
доступно описано у Сью Герхардт в книге «Как любовь формирует мозг ребенка».
Это моя Лиза в 2 месяца на очередном занятии Бейби Сенсори,
рядом с ней – ее друг и ровесник Мика. Сейчас им обоим по 1,8 и они узнают друг
друга при встречах и играют вместе. А мы дружим с мамой Мики Анечкой, с которой
познакомились на занятияхJ
Таким образом, основываясь исключительно на фактах, мы
видим, что первые годы развития ребенка являются крайне важными, с точки зрения
развития навыков социализации у малыша, и эти навыки малыш получает от
взаимодействия с другими малышами.
Зачем это нужно?
Приведу 5 причин социализировать грудничка. 3 причины –
универсальные для всех и еще 2 – дополнительныеJ
1.
Уверенность
в себе в любой ситуации.
Как отлично подметил доктор Ньюфелд,
социализация - это нечто большее, чем просто умение хорошо ладить со
сверстниками. Социализация включает в себя умение строить отношения с
окружающими, оставаясь в то же время самим собой. Приходить в незнакомую компанию и чувствовать
себя достойно и уверенно. Общаться с людьми разных возрастов, культур и с
разными особенностями. Вести “короткие беседы” (small talks). Уметь поддержать разговор на любую тему в
любой ситуации с любым собеседником. Умение заводить друзей и знакомых и
поддерживать отношения. Уверена – мы все хотим этого для своих детей! И чтобы
это им легко давалось!
2.
Развитие
мозга и потенциала ребенка. Тот опыт, который малыш получает от
взаимодействия с другими детьми, бесценен! Тернер выдвинул предположение о том,
что наша рациональность и способность к речи выросли из «нашей способности быть
очень эмоциональными». С развитием эмоционального мозга мы становились все
более эмоционально сложно устроенными, все больше альтернатив возникало в ходе
взаимодействия с другими людьми. Что в свою очередь потребовало развития
способности осознавать и обдумывать собственные эмоции, приведшей к развитию
коры головного мозга, в частности ее префронтальной зоны. Таким образом, обеспечивая
грудничку достаточно возможностей для общения с другими малышами, мы развиваем
не только его навыки общения и взаимодействия с другими людьми, но и общее
развитие мозга.
3.
Признание
разных людей вокруг. Это и о разных моделях поведения, и о особенностях
людей (физических, генетических, поведенческих
- любых). Умение воспринимать мир таким, какой он есть, не шарахаться от
людей с другим цветом кожи, не впадать в ступор от кажущегося неадекватным
поведения собеседника, быть в хорошем смысле «гражданином мира».
4.
Дополнительная причина для тех мам, которые
работают над обеспечением ребенку образования в лучших ВУЗах мира: возможность
открыть ребенку новые двери и возможности
для поступления в лучшие учебные заведения. В 21 веке уже отнюдь не умение
считать до 100 и не знание 3 языков определяют успешность и потенциал ребенка в
3 года. И в США и Европе детям уже не дают «логические тесты» на поступление в
хорошие школы (из которых потом поступают в хорошие ВУЗы, в Йель, например), а
получает широкое распространение практика play dates – «игровых свиданий», где психологи и педагоги смотрят,
как ребенок играет с другим ребенком, как коммуницирует с ним, общается,
знакомится. И именно эти навыки – навыки первичной социальности – являются
решающим фактором для принятия ребенка в хороший садик или школу. Эта практика
хорошо описана в книге «Приматы Парк Авеню» (Primates of Park Avenue, Wednesday Martin)- у кого будет возможность –
почитайте!
5. Дополнительная причина для мам, которым, как и
мне, нужен повод для того, чтобы нарядиться
и почувствовать себя не только мамой: социализируя малыша, мы
социализируемся и сами!
Звучит убедительно? По-моему, каждой отдельно взятой причины
уже достаточно! Особенно – последнейJ
Что делать и куда
бежать?
Готовы? Тогда надеваем платье, укладываем волосы и бежим на
каблуках по всем кафе, ДК и паркам!! И не забываем ребенкаJ))
А если серьезно, то хочу предложить вам 5 способов
социализации малыша с самого рождения.
1.
Имитация
– первый инструмент социализации, один из ее первых этапов. Доказано, что младенцы
познают социальные навыки через взаимодействие с другими людьми. Первые
социальные сигналы включают визуальный контакт, улыбки, язык жестов. Поэтому
эксперты в раннем развитии советуют практиковать язык жестов, повторение звуков
животных в младенчестве и занятия музыкой. Про язык жестов напишу отдельно
скоро в блог.
2.
Первые
игры с малышом. Причинно-следственные механизмы социального поведения
формально начнут развиваться у детей намного позже, ближе к 3-4 годам. Однако,
механизмы первичной социализации и понимания первичных социальных явлений
развиваются с рождения, чему активно способствуют такие игры, как:
·
«ку-ку» - набросьте на малыша прозрачный
шифоновый шарфик и спросите «Где малыш (назовите его/ее имя?), затем снимите
шарфик со словами «Вот малыш!», затем
набросьте шарфик на себя и проделайте то же самое;
·
игры с зеркалом – играйте с малышом, то
появляясь, то исчезая в зеркале.
Такие игры позволяют малышу понять, что объекты могут периодически
исчезать из поля зрения, но это не повод для беспокойства – ведь они пропадают
не навсегда! И даже мама!
Эти первые два пункта относились к «домашней подготовке к социализации». А теперь настало время поделиться советами для выведения малыша в свет.
3. Модель семьи. Модель семьи – самый важный пример для малыша! Ходите в гости и приглашайте гостей с детьми к себе, устраивайте детские праздники дома и в разных новых местах вместе с другими родителями.
Любопытным является мнение некоторых экспертов в сфере раннего развития, что если «главным взрослым» чаще всего является мама, то папа – это чаще «второй взрослый» в жизни малыша. И если роль «главного взрослого» - это обеспечение базовых потребностей и комфорта, то роль «второго взрослого» - это как раз знакомство с окружающим миром и обществом.
4. Очень здорово водить ребенка в группы по раннему развитию.
Кто еще сомневается – есть ли такие - советую присмотреться к Бейби Сенсори и послушать отзывы мам из самой первой группы (кстати, мы с Лизой там тоже естьJ) В последнее время развивается хорошая практика концертов живой музыки для малышей.
5.
Берите малыша в поездки, на пикники, в парки летом! Конечно, не стоит доходить до
фанатизма – в бар с подружкой можно пойти и без ребенка, но вот пообедать с
сестрой и племянниками – почему бы и нет?!
Если вы любите правила так, как люблю их я, то заведите себе
правило: раз в неделю минимум
выходить куда-то, где ребенок может поиграть, пообщаться, провести время с
другими детьми, и лучше, чтобы каждую неделю это были разные дети. Часа будет
вполне достаточно для начала, а потом вы втянетесь!:)
Может, все-таки подождать
…. пока пойдет/пока заговорит/когда исполнится три года?
Для тех, у кого возник такой вопрос, у меня две новости.
Одна хорошая – подождать можно. Ничего катастрофического не
произойдет. Благо, наш мозг устроен так, что после трех еще не поздно и
нейронные связи все равно формируются.
Вторая новость не такая хорошая – после трех лет действительно
начинается совершенно другой процесс в мозгу и для восприятия того же самого объема
информации мозгу требуется больше усилий. Поэтому мое мнение – что упускать время не стоит, к тому же – это такой
кайф– везде ходить с малышами и наблюдать, как они общаются со сверстниками!
Комментариев нет:
Отправить комментарий