пятница, 26 февраля 2016 г.

Папа может, папа может…

 

Папа – это совершенно особенный человек в жизни малыша.

Это «второй взрослый», проводник в мир для малыша в младенчестве. Для мальчика – это пример для подражания с первых месяцев жизни и на всю оставшуюся жизнь. Для девочек – идеал будущего принца и тот главный человек, у которого этот самый принц будет просить ее руки.

Немного запоздалый пост к 23 февраля, но тем не менее - всем папам посвящается!









Каждый раз в роддоме я оговаривала, чтобы моих девочек сразу давали папе – и папе выносили маленький комочек счастья, он брал дочек на руки и какое-то время общался с ними, показывая Москву через жалюзи в коридорчике родблока. Потом малышек уносили в детскую. Всего несколько минут – но это бесценные воспоминания и ощущения, которые  вызывают правильные мысли в нужный момент.

Что дает вовлечение папы?

Раннее вовлечение «второго взрослого» – как правило, папы–  в ежедневный уход за младенцем повышает уровень эмоционального комфорта и ощущения безопасности у малыша. Так происходит отчасти потому, что папы обычно более спокойные и уверенные в своих действиях, они менее подвержены паническим состояниям новоиспеченной мамы («О Боже, а вдруг я делаю что-то не так?!»),  а малыши чувствуют это и быстрее обретают чувство эмоционального комфорта. Вы замечали, что укладывать детей у пап получается лучше? А как здорово папы купают детей! Я помню, как уверенно и позитивно мой муж с первых дней учил Стешу нырять: никаких дрожащих рук, оханий и аханий, все на очень высоком уровне! Притом, что он не читал доктора Комаровского, Сесиль Лупан и прочих гуру раннего плавания.

Папы играют большую роль в становлении и развитии личностных качеств у ребенка. Результаты различных исследований говорят о том, что качественное вовлечение папы повышает самооценку ребенка, уверенность в себе и развивает социальные навыки.Отцы , как правило, в большей степени, чем матери, способствуют независимости своего ребенка и поощряют исследование им внешнего мира. Папы находят разные способы играть с привычными игрушками, тем самым развивая креативность в малыше с первых дней жизни. Как-то раз я пришла в гости к моим друзьям. Шестимесячная Варя лежала на развивающем коврике и делала попытки сесть, ее мама предложила мне присоединиться к игре, которая заключалась в том, что мы сели к Варе на коврик и показывали ей разные игрушки, то называя ее цвет, то извлекая звук, то еще что-то. Варя при этом агукала и улыбалась. Стандартный такой способ игры с пятимесячным малышом, правда? Думаю, большинство мам играют с младенцами именно так – и это прекрасно. Но потом пришел с работы Варин папа, скинул пиджак и бросился на пол с криком: «Варя, смотри, я змея, я ЗМЕЯ-Я-Я-Я!» и начал кататься по полу. Ребенок завизжал от восторга – и мы увидели совершенно другие эмоции на ее лице. Такая разница в стиле игр со стороны мамы и папы объясняется во многом тем, что мамы ввиду своей природы заточены на обучение ребенка («поставить на ноги», «воспитать», «вырастить»), мы чувствуем в себе эту ответственность и на совесть играем эту роль, пытаясь из всего извлечь пользу. А у пап такое чувство развито меньше, и игра с ребенком для них – это стопроцентный кайф. Дети при этом извлекают выгоду и из того, и из другого. Так, доказано, что беспорядочная, «не по правилам» игра с отцом может помочь детям управлять агрессией и научиться контролировать свои эмоции. Папы чаще играют не с игрушками и не с книжками, а именно с помощью своего тела и тела малыша, что позволяет ребенку научиться принимать риски и решать задачи с помощью своего тела. Так, шестимесячные малыши, чьи папы активно играют с ними с рождения, обладают более развитыми физическими навыками, чем их сверстники, которые играли эти месяцы исключительно с мамой.


Папы помогают младенцам справляться с задачами и проблемами. Разными способами. Возможно, у пап это получается даже лучше, чем у мам! Ведь они не читали книжек и форумов, и их мозг не запрограммирован на статистику «более чем у половины мам в группе «Мамочки» дети переставали плакать, если им дать поесть». Нет – папы сами вместе с малышами ищут выходы из ситуации. Иногда – довольно нетривиальные (например, изменить установленный мамой процесс «купание-пеленание-еда-сон»), а порой – и вовсе странные (например, если ребенок не спит, поехать с ним кататься в машине по МКАДу – так сделал мой муж, когда у дочки был джетлаг после возвращения из США, он не стал паниковать или пытаться укачивать ее пять часов подряд, как сделала бы я, а просто поехал кататься. Я, кстати, поехала с ними, беременная второй дочкой – такой фан я не могла пропустить! Стеша не уснула, зато мы все развеялись и классно провели пару часов, а придя домой – все уснули)))
Папа меньше «воркует» и «сюсюкает», а больше разговаривает с ребенком «обычным» голосом, который у них ниже, чем у мамы, и темп речи, как правило, быстрее. Папы больше задают малышам вопросы – и хотя порой это выглядит со стороны очень забавно, когда папа пытается вызвать трехмесячного малыша «на диалог», но тем не менее именно это способствует развитию речи и первичных социальных навыков у младенца. Так, двухлетние дети, с которыми активно и регулярно общались отцы, имеют более развитую речь и больший словарный запас.
Ряд исследований показывает, что дети, с которыми их отцы занимались и играли с рождения, в школьном возрасте имеют более высокийIQ, а также отличаются ярко выраженными способностями к изучению языков и логическим дисциплинам.
Сложно переоценить вклад пап в развитие ребенка в его #первые 365. И если мы вспомним пирамиду Маслоу, то роль мамы в первый год жизни малыша – это гарантия комфорта и безопасности, в то время как отец является проводником в общество, в социум, являя собой «второго человека», человеком «из мира» (в противовес маме, которая практически неразлучна с ребенком и воспринимается как единое целое с ним). Это помогает малышу понимать разные грани жизни и формирует «большую картину» мира.                                
           
   
Как папа должен вовлекаться в первый год?

Однако ж, как мы знаем, отцом стать просто, а любимым папочкой – нужно постараться.

Нет «правил» вовлечения папы в жизнь малыша. Психологи утверждают, что вовлечение папы ценится не количеством времени, проводимым с ребенком, а его качеством. Впрочем, уверена – это работает и в отношении мамы тоже.

Очень важно, чтобы папа и младенец могли иметь возможность проводить время вместе. Было бы здорово выделить это время, обозначить его, при этом не навесить на папу обязанности, а возможно – создать ритуалы, которые будут временем именно папы и малыша. Это может быть и купание, и воскресное утро (пока мама, например, на пробежке, или на маникюре, или просто в ванной с наушниками и книжкой), и поход на развивающие занятия.

Время с папой – бесценно. И пусть это время папа проводит с ребенком так, как ему хочется! А вы, мамочки, не учите, «как правильно». Доверяйте.

___

Если папы нет?.. Конечно, это грустно, но тем не менее – не приговор! Психологи утверждают, что роль «второго взрослого» может исполнять любой мужчина: дедушка, дядя, друг семьи.