Это «второй
взрослый», проводник в мир для малыша в младенчестве. Для мальчика – это пример
для подражания с первых месяцев жизни и на всю оставшуюся жизнь. Для девочек –
идеал будущего принца и тот главный человек, у которого этот самый принц будет
просить ее руки.
Немного запоздалый пост к 23 февраля, но тем не менее - всем папам посвящается!
Каждый раз в
роддоме я оговаривала, чтобы моих девочек сразу давали папе – и папе выносили
маленький комочек счастья, он брал дочек на руки и какое-то время общался с
ними, показывая Москву через жалюзи в коридорчике родблока. Потом малышек
уносили в детскую. Всего несколько минут – но это бесценные воспоминания и
ощущения, которые вызывают правильные
мысли в нужный момент.
Что дает
вовлечение папы?
Раннее вовлечение «второго взрослого» – как правило, папы– в ежедневный уход за младенцем повышает уровень
эмоционального комфорта и ощущения безопасности у малыша.
Так происходит отчасти потому, что папы обычно более спокойные и уверенные в
своих действиях, они менее подвержены паническим состояниям новоиспеченной мамы
(«О Боже, а вдруг я делаю что-то не так?!»),
а малыши чувствуют это и быстрее обретают чувство эмоционального
комфорта. Вы замечали, что укладывать детей у пап получается лучше? А как
здорово папы купают детей! Я помню, как уверенно и позитивно мой муж с первых
дней учил Стешу нырять: никаких дрожащих рук, оханий и аханий, все на очень
высоком уровне! Притом, что он не читал доктора Комаровского, Сесиль Лупан и
прочих гуру раннего плавания.
Папы играют
большую роль в становлении и развитии личностных качеств у ребенка. Результаты
различных исследований говорят о том, что качественное вовлечение папы повышает
самооценку
ребенка, уверенность в себе и развивает социальные навыки.Отцы , как
правило, в большей степени, чем матери, способствуют независимости своего
ребенка и поощряют исследование им внешнего мира.
Папы находят разные способы играть с привычными игрушками, тем самым развивая
креативность в малыше с первых дней жизни. Как-то раз я пришла в гости к моим
друзьям. Шестимесячная Варя лежала на развивающем коврике и делала попытки
сесть, ее мама предложила мне присоединиться к игре, которая заключалась в том,
что мы сели к Варе на коврик и показывали ей разные игрушки, то называя ее
цвет, то извлекая звук, то еще что-то. Варя при этом агукала и улыбалась.
Стандартный такой способ игры с пятимесячным малышом, правда? Думаю,
большинство мам играют с младенцами именно так – и это прекрасно. Но потом
пришел с работы Варин папа, скинул пиджак и бросился на пол с криком: «Варя,
смотри, я змея, я ЗМЕЯ-Я-Я-Я!» и начал кататься по полу. Ребенок завизжал от
восторга – и мы увидели совершенно другие эмоции на ее лице. Такая разница в
стиле игр со стороны мамы и папы объясняется во многом тем, что мамы ввиду
своей природы заточены на обучение ребенка («поставить на ноги», «воспитать»,
«вырастить»), мы чувствуем в себе эту ответственность и на совесть играем эту роль,
пытаясь из всего извлечь пользу. А у пап такое чувство развито меньше, и игра с
ребенком для них – это стопроцентный кайф. Дети при этом извлекают выгоду и из
того, и из другого. Так, доказано, что беспорядочная, «не по правилам» игра с
отцом может помочь детям управлять агрессией и научиться контролировать свои
эмоции.
Папы чаще играют не с игрушками и не с книжками, а именно с помощью своего тела
и тела малыша, что позволяет ребенку научиться принимать риски и решать задачи
с помощью своего тела.
Так, шестимесячные малыши, чьи папы активно играют с ними с рождения, обладают
более развитыми физическими навыками, чем их сверстники, которые играли эти
месяцы исключительно с мамой.
Папы
помогают младенцам справляться с задачами и проблемами. Разными способами.
Возможно, у пап это получается даже лучше, чем у мам! Ведь они не читали книжек
и форумов, и их мозг не запрограммирован на статистику «более чем у половины
мам в группе «Мамочки» дети переставали плакать, если им дать поесть». Нет –
папы сами вместе с малышами ищут выходы из ситуации. Иногда – довольно
нетривиальные (например, изменить установленный мамой процесс «купание-пеленание-еда-сон»),
а порой – и вовсе странные (например, если ребенок не спит, поехать с ним
кататься в машине по МКАДу – так сделал мой муж, когда у дочки был джетлаг
после возвращения из США, он не стал паниковать или пытаться укачивать ее пять
часов подряд, как сделала бы я, а просто поехал кататься. Я, кстати, поехала с
ними, беременная второй дочкой – такой фан я не могла пропустить! Стеша не
уснула, зато мы все развеялись и классно провели пару часов, а придя домой –
все уснули)))
Папа
меньше «воркует» и «сюсюкает», а больше разговаривает с ребенком «обычным»
голосом, который у них ниже, чем у мамы, и темп речи, как правило, быстрее.
Папы больше задают малышам вопросы – и хотя порой это выглядит со стороны очень
забавно, когда папа пытается вызвать трехмесячного малыша «на диалог», но тем
не менее именно это способствует развитию речи и первичных социальных
навыков у младенца. Так, двухлетние дети, с которыми активно и регулярно
общались отцы, имеют более развитую речь и больший словарный запас.
Ряд исследований показывает, что дети,
с которыми их отцы занимались и играли с рождения, в школьном возрасте имеют
более высокийIQ, а также отличаются ярко выраженными способностями к изучению языков
и логическим дисциплинам.
Сложно
переоценить вклад пап в развитие ребенка в его #первые 365. И если мы вспомним пирамиду
Маслоу, то роль мамы в первый год жизни малыша – это гарантия комфорта и
безопасности, в то время как отец является проводником в общество, в социум,
являя собой «второго человека», человеком «из мира» (в противовес маме, которая
практически неразлучна с ребенком и воспринимается как единое целое с ним). Это
помогает малышу понимать разные грани жизни и формирует «большую картину» мира.
Как папа должен
вовлекаться в первый год?
Однако ж, как мы
знаем, отцом стать просто, а любимым папочкой – нужно постараться.
Нет «правил» вовлечения папы в жизнь малыша. Психологи утверждают, что
вовлечение папы ценится не количеством времени, проводимым с ребенком, а его
качеством. Впрочем, уверена – это работает и в отношении мамы тоже.
Очень важно, чтобы папа и младенец могли иметь возможность проводить
время вместе. Было бы здорово выделить это время, обозначить его, при этом – не навесить на папу обязанности, а возможно – создать ритуалы, которые
будут временем именно папы и малыша. Это может быть и купание, и воскресное
утро (пока мама, например, на пробежке, или на маникюре, или просто в ванной с
наушниками и книжкой), и поход на развивающие занятия.
Время с папой –
бесценно. И пусть это время папа проводит с ребенком так, как ему хочется! А
вы, мамочки, не учите, «как правильно». Доверяйте.
___
Если папы нет?.. Конечно, это грустно, но тем не менее – не приговор!
Психологи утверждают, что роль «второго взрослого» может исполнять любой
мужчина: дедушка, дядя, друг семьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий